Дальневосточному и Сибирскому федеральным округам, а также регионам Крайнего Севера свойственна суровая затяжная зима. Проезд грузового транспорта в это время года сопряжен с повышенными рисками и сложностями. При этом перевозка экскаваторов на промышленные, золоторудные, нефтегазовые и другие предприятия остается востребованной круглый год.
Для доставки спецтехники в отдаленные регионы с плохо развитой дорожно-транспортной сетью создают специальные искусственные дороги — зимники. С их помощью автотранспорт может преодолевать протяженные участки бездорожья, которые часто встречаются в северных регионах. Однако не все транспортные компании осуществляют перевозку негабаритных грузов по зимникам, так как для этого нужен соответствующий опыт и автопарк.
Принцип работы зимников
Ключевой момент в организации грузоперевозок по зимникам заключается в ограниченном периоде их функционирования. Зимник — это искусственная дорога, которая эксплуатируется только зимой при температуре ниже нуля. Для ее создания используют грейдеры, которые разгребают, трамбуют и уплотняют снег. По таким участкам допускается проезд многотонного груженого автотранспорта. Также намораживаются ледяные переправы на реках, прочности которых достаточно для безопасного движения.
Зимники обычно начинают работать в декабре и открыты вплоть до середины марта. Однако нужно учитывать погодные условия в каждом регионе. В начале и конце периода эксплуатации таких дорог перевозить по ним можно только легкие мини-экскаваторы — масса груженого транспорта не должна превышать 8 тонн. Более тяжелую спецтехнику (до 30–40 тонн) разрешено транспортировать в середине зимы (январь-февраль).
Особенности перевозки автотранспортом
Доставка экскаватора тралом по зимнику осуществляется в составе колонны из нескольких транспортных средств. Одно из условий — наличие авто сопровождения на всем пути следования. При организации перевозки тяжелых экскаваторов до 40 тонн проверяется маршрут. Если на нем есть участки подъема и спуска, привлечение сопровождения обязательно. Легковые автомобили в колонне служат для обеспечения безопасности движения и страховки грузового транспорта на сложных участках пути или в условиях плохой видимости.
Основной аспект планирования перевозки спецтехники по зимним дорогам заключается в технической реализации безопасных условий для перемещения груза. Зимники относятся к подведомственным автодорогам, поэтому на них устанавливают контрольно-пропускные пункты и шлагбаумы. Разрешенные габариты перевозимого груза рассматриваются в индивидуальном порядке и зависят от периода, когда осуществляется проезд. В определенное время зимники принимают негабаритные грузы, например, те, что превосходят стандартные значения длины и ширины, а в другое — только габаритные.
Ограничений по высоте перевозимых грузов обычно нет, так как зимние дороги проходят в отдалении от инфраструктуры, способной воспрепятствовать транспортировке (мостов, переездов, линий электропередач и пр.). Соблюдать параметр высоты нужно в тех случаях, когда маршрут помимо зимника проходит по федеральным трассам.
Сложности транспортировки
Водители транспортных компаний, осуществляющих перевозку экскаваторов в зимнее время по зимникам, должны иметь опыт работы в отдаленных направлениях. Для этого проводятся специальные курсы вождения в условиях Крайнего Севера.
Трал, которым предстоит перевозить экскаватор или другую спецтехнику, должен быть оснащен:
- зимней шипованной резиной;
- комплектом цепей для колес;
- обогревателями ДВС и других функциональных узлов тягача;
- дополнительными топливными баками.
Также перевозка негабаритного груза в сложных условиях требует ответственной профессиональной подготовки самого транспорта. Не менее важный аспект — получение актуальной информации о состоянии дорог и зимников по запланированному маршруту.
Транспортная компания обязана уведомить заказчика о текущей обстановке на зимниках, периоде их работы, а также допустимых габаритах груза, которые дозволены для безопасного проезда на планируемое время перевозки. Ближе к завершению функционирования зимних дорог, владелец экскаватора может столкнуться с некоторыми трудностями. Повышается риск того, что трал может увязнуть на каком-то из участков пути. Если ему не будет оказана своевременная помощь, вероятность задержки или даже потери груза увеличивается. Поэтому может потребоваться сопровождение легковыми авто или буксиром.